Чтобы ответить на этот вопрос и помочь нашему первокласснику, необходимо почувствовать и понять его психологическое состояние. Физическое самочувствие и желание ребенка посещать школу определяется способностью адаптироваться.
Длительность адаптационного периода зависит от многих факторов и в среднем занимает от трех до шести месяцев.
Для первоклассника этот год считается самым важным в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на восприятие учителя и нового коллектива, а значит, повышает мотивацию к учебному процессу.
Необходимо постепенно помочь ребёнку психологически принять новые правила жизни школы:
Только при нормальных показателях по всем аспектам можно говорить о хорошей адаптации ребенка к школьной жизни. Как быстро школьник приспособится? Это зависит от нескольких факторов:
· особенности характера;
· уровень сложности образовательной программы;
· обстановка в семье;
· наличие сторонних стрессовых факторов;
· степень подготовленности малыша к школе.
Сложнее период адаптации протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы. В группу риска входят:
· Гиперактивные малыши. Концентрация внимания у них снижена, а возбуждение повышено.
· Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями.
· Одарённые первоклассники. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей.
При глубоком (подробном) рассмотрении адаптации необходимо выделить её виды:
· организационная – это способность приспособиться к новому распорядку, обязанностям, школьным правилам;
· учебно-мотивационная – формирование желания учиться, осваивать новые знания и навыки;
· психологическая – нормализация эмоционального самочувствия ребенка в разных школьных ситуациях, адекватное восприятие новой для него социальной роли школьника;
· социальная – формирование адекватного поведения в новой социальной среде, установление нормальных отношений со взрослыми и сверстниками.
В повседневном общении с ребёнком родители сразу заметят, нравится ли ему в первом классе. На то, что первокласснику не требуется дополнительная помощь в адаптации, указывают несколько признаков:
· Малыш с удовольствием посещает школу, рассказывает об одноклассниках, учителе, уроках, вспоминает смешные и неловкие моменты. Но при этом он чётко понимает, что ходит на уроки с целью получения знаний, а не для развлечений;
· Выраженной усталости после занятий нет. Ребенок активен, у него сохраняется отменный аппетит, нет жалоб на головную боль, усталость, слабость;
· Появились новые друзья, о которых школьник с удовольствием рассказывает;
· Ребёнку нравятся педагоги и процесс получения знаний в школе;
· Отсутствует желание вернуться в детский сад.
Новый период жизни ребёнка в первом классе пройдёт гораздо легче, если его подготовить к учебному процессу заранее. Нужно научить его без проблем справляться со своей одеждой: застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, правильно надевать верхнюю одежду.
В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, то ребенку требуется внимание и помощь в семье. Родители гораздо лучше знают своего ребёнка, поэтому обязательно каждый день нужно вступать с ним в диалог перед посещением школы, настраивать на ровное психологическое состояние и побуждать интерес к каждому учебному дню. После уроков следует поинтересоваться у первоклассника, как прошёл день, что было интересного, какой урок больше понравился, и с чем он справился самостоятельно. На первых порах одним из главных аспектов помощи ребёнку станет следующий вопрос «Тебе нужна моя помощь дома?» Обязательно обсуждать тему дружбы, подсказывать ребёнку варианты игр малой подвижности, чтобы он имел больше возможности общаться со сверстниками в игровой деятельности.
Не только родителям, но и педагогам необходимо понимать всю ответственность периода адаптации, который важен для психического развития ребенка.
Наш первоклассник и родители всегда найдут поддержку и помощь у классного руководителя и психолого-педагогической службы нашей школы. Психологическая служба осуществляет психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в течение учебного года, а также оказывает помощь в период адаптации и регулярно проводит консультирования с родителями и учениками.